www.mcx.ru / Главная / Выступления Министра 04.06.2020
расширенный поиск
версия для печати


Из выступления министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова «О ходе реализации направления «Социальное развитие села» приоритетного национального проекта «Развитие АПК» за 2008-2012 годы и планах на 2013-2015 годы»

Основные направления социального развития села, определенные  в рамках ПНП «Развитие АПК», это:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности (газификация и водоснабжение);

- развитие социальной инфраструктуры села (сети общеобразовательных учебных заведений, учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности).

Финансовый механизм реализации обсуждаемого проекта предусматривает консолидацию средств, выделяемых из различных источников (федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты, внебюджетные источники).

За 2008-2012 годы на социальное развитие села было направлено 190,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 41,8 млрд. рублей.

То есть, эффективность использования средств федерального бюджета в целом такова: на 1 рубль федеральных средств привлечено 3,6 рубля из консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Но стоит отметить, что показатель привлечения средств на 1 федеральный рубль существенно отличается по регионам: от 1,4-1,5 рубля (Республики Адыгея, Северная Осетия-Алания, Кировская область) до 6-9 рублей в таких субъектах федерации, как Чувашская Республика, Тюменская и Белгородская области. Это свидетельствует о практическом отношении региональной власти к значимости социального развития села. В связи, с чем в целях повышения ответственности региональных властей за развитие сельских территорий мы все-таки считаем целесообразным выделить сельскую местность в показателях и методике оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти (не увеличивая общего количества показателей).

Благодаря социальным выплатам на строительство (приобретение) жилья смогли улучшить свои жилищные условия 97,1 тыс. сельских семей, в том числе 51,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В ряде субъектов Российской Федерации, например, Бурятии, Иркутской, Новосибирской, Ленинградской областях, бесплатно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства гражданам, проживающим и работающим в сельской местности и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считаем целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации использовать этот положительный опыт для поддержки сельских семей, особенно молодых специалистов, в улучшении жилищных условий.

Уровень газификации жилищного фонда в сельской местности в среднем по России вырос с 48% до 55,8%, в регионах ЦФО – с 52,3% до 60,4%, в Рязанской области – с 62,3% до 72,2%.

Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой в среднем по России вырос с 49,2% до 59,1%, в регионах ЦФО – с 52,6% до 57,5%, в Рязанской области – с 52% до 62,9%.

За счет ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы для сельского населения стал выше уровень доступности образовательных, медицинских, культурных и спортивных услуг.

В 2009 и 2012 гг. профинансировано комплексное обустройство 30 площадок под компактную жилищную застройку в увязке с реализацией инвестиционных проектов по развитию АПК (федеральный бюджет – 1 846,8 млн. рублей, субъекты – 1 097,8 млн. рублей, внебюджетные источники – 153,1 млн. рублей).

В 2011 и 2012 гг. еще дополнительно профинансировано строительство автодорог в сельской местности в сумме 10,4 млрд. рублей и построено 970,3 км дорог к 442 населенным пунктам (+5,1 млрд. рублей из региональных бюджетов).

На следующих слайдах представлены фотоматериалы, наглядно демонстрирующие результаты реализации программных мероприятий по социальному развитию села.

Направление «Социальное развитие села» в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» оказалось очень востребованным в регионах: 78 субъектов Российской Федерации (94% от их числа) участвуют в его реализации.

Учитывая эффективность программно-целевого подхода к решению социальных проблем на селе, Правительством Российской Федерации принято решение о разработке новой ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Минсельхозом России подготовлен проект Программы, который предусматривает новые подходы и направления реализации программных мероприятий.

1. Комплексность планирования развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования.

2. Преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, в которых осуществляется развитие АПК, в том числе реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов.

3. Предоставление субсидий из федерального бюджета на основе отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий в соответствии с критериями, предусматривающими:

- наличие реестра проектов (объектов) социально-инженерного обустройства сельских населенных пунктов и проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, увязанных с созданными (создающимися) объектами АПК;

- создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест в организациях АПК и социальной сферы в сельской местности, где осуществляется реализация мероприятий Программы;

- комплексность социально-инженерного обустройства сельских населенных пунктов с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала и особенностей реализации инвестиционных проектов.

4. Появились новые направления реализации Программы:

- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

5. Проект Программы уточняет правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, учитывающие ряд новых требований (работа в сельской местности, очередность получения социальных выплат в зависимости от места работы (в первую очередь – работники организаций АПК) и способа улучшения жилищных условий (в первую очередь – новое строительство).

Принцип многоканального финансирования социального развития села планируется сохранить на период 2013-2015 годы.

С учетом такого подхода на социальное развитие села в указанный период планируется направить 90,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 27 млрд. рублей (30%).

В текущем году в федеральном бюджете на социальное развитие села предусмотрены средства в объеме 9,0 млрд. рублей.

Ожидается, что за 2013-2015 годы 31,5 тыс. сельских семей улучшат жилищные условия, в том числе 17,5 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Повысится уровень инженерного обустройства в сельской местности: газом – до 57,7 процента, водой – до 60,4 процента.

Планируется и дополнительная федеральная поддержка по строительству автомобильных дорог в сельской местности. На эти цели в 2013 и 2014 гг. будет направлено по 7,4 млрд. рублей (ежегодно). В 2015 году и последующие годы объем средств будет определяться исходя из прогнозируемых доходов федерального бюджета от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Проект федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий прошел широкое обсуждение с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти.

18 апреля текущего года проект Программы был рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов под председательством А.В.Дворковича.

В соответствии с протоколом указанного заседания необходимо было уточнить положения Программы, касающиеся критериев отбора региональных программ, увязав их с созданием новых рабочих мест на селе.

Мы учли данное замечание, дополнительно включив соответствующий критерий. С такой формулировкой согласились все ведомства, включая Минэкономразвития России и Минрегион России.

Таким образом, на сегодняшний день проект Программы согласован со всеми заинтересованными органами власти, кроме Минфина России, который до сих пор не представил согласование. При этом первоначальный перечень критериев до рассмотрения на заседании Комиссии был согласован Минфином России (таблица разногласий к протоколу от 19.03.2013 № АП-10/67).

Дмитрий Анатольевич, хотел бы обратить Ваше внимание, что отсутствие утвержденной федеральной целевой программы сдерживает в регионах процесс утверждения региональных и муниципальных целевых программ. Учитывая, что регионы, также как и мы, уже приступили к подготовке бюджетных проектировок на следующий год, всем крайне важно иметь четкие ориентиры дальнейшей работы.

В этой связи прошу одобрить проект Программы с тем, чтобы, получив заключение Минюста, мы смогли направить его в Минэкономразвития для представления в Правительство Российской Федерации.

Благодарю за внимание!

Дата публикации: 22.05.2013 19:05:00
Дата последнего изменения: 22.05.2013 19:15:29



  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017