www.mcx.ru / Главная / Пресс-служба / Публикации 09.07.2020
расширенный поиск
версия для печати


«Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования – мекка отечественного сельхоз консультирования», - Владимир Савенко  |  «ФГБОУ ДПО ФЦСК АПК»

Директор филиала ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», доктор экономических наук Владимир Савенко презентовал методические рекомендации «Развитие инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования».

Напомним, с 10 по 12 июня 2015 года в городе Симферополь в Министерстве сельского хозяйства Республики Крым Федеральным центром сельскохозяйственного консультирования совместно и Министерством сельского хозяйства Республики Крым был организован семинар-совещание по организации консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельским жителям Республики Крым и развитию системы сельскохозяйственной информационно-консультационной службы в России. Участниками семинара-совещания были представители Минсельхоза России, Минсельхоза Республики Крым, ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК», руководители региональных центров сельскохозяйственного консультирования Республик Чувашия и Мордовия, Ярославской области, Ставропольского края, ООО «Агриконсалт» (Санкт-Петербург), представители аграрных научных организаций Республики Крым, руководители муниципальных образований, ассоциации фермеров, главы фермерских хозяйств Крыма. В ходе работы семинара-совещания состоялся обмен опытом работы сотрудников федерального центра и стабильно работающих региональных центров сельскохозяйственного консультирования вышеперечисленных субъектов Российской Федерации по внедрению инновационных технологий, выставочно-демонстрационной деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров АПК. Были рассмотрены и обсуждены вопросы оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Республики Крым по всему спектру существующих проблем аграрного комплекса. Особое внимание было уделено вопросам финансового обеспечения производства сельскохозяйственной продукции. Учитывая необходимость дальнейшего развития системы сельскохозяйственного консультирования в Российской Федерации участники семинара-совещания в принятой резолюции отметили необходимость и предложили:

1. Создать в Республике Крым филиал ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК».

2. Возложить на филиал выполнение следующих задач:

• повышение информированности госслужащих, сотрудников организаций АПК, фермеров и сельского населения по вопросам реализации государственных и региональных программ субсидирования агропромышленного производства и развития сельских территорий;

• участие в разработке стратегии развития АПК республики;

• внедрение инноваций, развитие уровня конкурентоспособности, маркетинга АПК региона и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

• осуществление обратной связи сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения с органами управления АПК республики;

• взаимодействие Союзов и Ассоциаций товаропроизводителей с целью активизации их кооперирования;

• повышение квалификации фермеров и специалистов АПК.

3. Министерству сельского хозяйства Крым при условии принятия Минсельхозом России решения о создании филиала и открытии его финансирования в текущем году предусмотреть вопросы софинансирования, предоставления помещения и подбора профессиональных кадров.

В методических рекомендациях раскрыта сущность инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования и представлены методические рекомендации по её развитию. Особое внимание уделено взаимодействию организаций сельскохозяйственного консультирования с научными учреждениями, региональными органами управления АПК и Минсельхозом России в инновационном процессе, а также методам совершенствования деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования по выявлению потребностей в научно-технических разработках, участии в формировании заказов на НИОКР, обеспечении сельских товаропроизводителей информацией об инновационном потенциале и внедрении инноваций. Издание предназначено для руководителей и консультантов организаций сельскохозяйственного консультирования, руководителей, учёных и специалистов инновационных подразделений научных и образовательных учреждений, иных инновационных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По мнению директора филиала ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», доктор экономических наук Владимира Савенко, в условиях развития глобальной мировой экономики возрастает роль инновационной деятельности. В странах с развитым агропромышленным сектором наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются основой сельскохозяйственного производства и обеспечивают до 80-85% экономического роста производства. Россия располагает обширными земельными ресурсами, в целом благоприятными климатическими условиями и вполне достаточным кадровым обеспечением для успешного ведения сельского хозяйства. Нет сомнения, что этот огромный потенциал способен, при научно обоснованной организации производства, технологическом и ресурсном обеспечении вывести агропромышленный комплекс страны на передовые позиции в мире. Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается обеспечивать за счет технической и технологической модернизации производства и создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль. Мероприятиями Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусматривается необходимость создания институциональной среды инновационного развития агропромышленного комплекса. Основными результатами её формирования должны стать:

- устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности организаций и распространение инноваций;

- усиление стимулов на уровне организаций к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;

- создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных предприятий и развития новых рынков продукции.

Программой предусматривается ускоренное развитие сетей распространения инноваций в т.ч. института сельскохозяйственного консультирования. Уменьшив по объективным причинам объемы производства инновационной продукции, аграрная наука России имеет достаточно возможностей для влияния на инновационный процесс, сохранив содержательную и структурированную систему, способную обеспечить научными разработками сельскохозяйственное производство. Объем инновационной продукции в последние годы дополнили разработки «западных» фирм, особенно в части селекции, технических и химических средств. Проблема заключается не в наличии эффективной научной продукции, а в ее использовании. Так, из общего числа завершенных, принятых и рекомендованных в производство научно-технических разработок ежегодно остаются невостребованными до 40 – 50%. Менее 10% агропромышленных предприятий осуществляют технологические инновации и не более 12% хозяйств используют современные технологии интенсивного ресурсосберегающего типа. По мнению ученых РАН, из-за применения неэффективных технологий и недостаточного материально-технического обеспечения производства, низкой энерговооруженности страна ежегодно недополучает от сельского хозяйства продукции на сумму не менее 200-250 млрд. руб. Такое состояние вызывает озабоченность на всех уровнях. Одна из причин такого состояния отсутствие эффективных механизмов внедрения. Не отработано взаимодействие научных учреждений с внедренческими формированиями. Наука, образование и внедренческие структуры действуют как бы самостоятельно, без четкой координации инновационной деятельности и единой ее направленности. Становится очевидным, что существовавший порядок передачи научно-технических достижений от науки производству не соответствует изменившимся условиям и требует совершенствования. Стратегия инновационного развития сельского хозяйства должна быть направлена на модернизацию производства с использованием:

• стратегии максимального использования отечественных научно-технических разработок;

• стратегии заимствования – создание инновационной продукции на основе зарубежных новаций и научных разработок с использованием потенциала отечественных научных учреждений и иных инновационных организаций и ускоренное внедрение их в производство;

• стратегии внедрения инновационной продукции зарубежного производства.

Задачу реализации отечественной стратегии инновационного прорыва должна обеспечить национальная инновационная система, формирование которой в рамках экономической политики государства предусматривается в утвержденных Президентом РФ 20 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Таким образом, подводя итог вышесказанному, масштабная модернизации сельскохозяйственного производства возможна только при целенаправленной деятельности всех участников инновационного процесса и предполагает взаимодействие субъектов сельскохозяйственного консультирования с научными организациями, органами управления АПК всех уровней и иных инновационных структур по обеспечению реального производственного сектора возможностью влиять на процесс производства ими востребованной научно-технической продукции, доступности к информационным ресурсам и возможностью получения квалифицированной консультационной помощи при внедрении инноваций. В качестве объединяющего работающих в инновационном поле сельского хозяйства структуры механизма предполагается использовать развивающуюся систему организаций сельскохозяйственного консультирования:

1. Инновационный процесс начинается на этапе сборы информации о реальной потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в решении их проблем с помощью науки, научно-технических достижений. Развитие районного звена системы сельскохозяйственного консультирования предполагает иметь в её лице механизм выхода на непосредственного явного и перспективного потребителя инновационной продукции, профессионального подхода к исследованию научной проблемы. Консультант должен владеть информацией по состоянию научных исследований в области интересов товаропроизводителя и имеющимся отечественным и зарубежным научно-техническим разработкам. Возможны два пути: консультант предлагает решение проблемы с использованием имеющейся инновации, и помогаем с её внедрением или оформляет предложение на формирование заказа НИОКР.

Выявленная потенциальная тема научного исследования передается в региональный центр для сведения в единую форму, определения её значимости и оформления в виде документа, с помощью которого впоследствии может быть оформлена заявка на НИОКР.

Региональный центр должен принять решение о целесообразности дальнейшего продвижения:

• Заявка не имеет перспективы для включения в НИОКР;

• Оформить заявку в региональное или в зональное научное учреждение;

• Заявитель самостоятельно готов оплатить НИОКР;

• Отправить сводную (единичную) заявку в федеральный центр сельскохозяйственного консультирования.

Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования должен сделать аналитический обзор поступивших от региональных организаций заявок и принять решение:

• Заявка не имеет перспективы включения в план НИОКР - имеются аналогичные разработки;

• Отправить предложение в Минсельхоз России, для рассмотрения на НТС и, при его одобрении, включение в заказ на НИОКР.

Таким образом, Минсельхоз России будет иметь возможность формирования реально востребованного сельскохозяйственным производством заказа на НИОКР, а научные организации – исполнители федерального заказа гарантию востребованности их разработок.

2. Система информационного обеспечения института сельскохозяйственного консультирования должна включать элементы и действия по выявлению и формированию информационных ресурсов, их обработке в формы, удобные для хранения и поиска, выдаче информации пользователям.

Актуальным является создание в рамках системы сельскохозяйственного консультирования отдельных БД, адаптированных для практического использования сельхозтоваропроизводителями и сельскими консультантами. БД инновационной продукции создаются на основе научно-технических разработок научных организаций России и/или иными носителями инноваций. БД инноваций, рекомендованных Минсельхозом России к освоению, формирует федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, БД инноваций, имеющих региональное значение, формируются в региональных центрах.

Доведение инновационных ресурсов до субъектов сельскохозяйственного консультирования должно осуществляться с соблюдением административного регламента трансферта инноваций в системе сельскохозяйственного консультирования предоставлением информации посредством Интернет и других электронных средств доставки, распространением методической и рекомендательной литературы, организацией конгрессных и выставочно-демонстрационных мероприятий, обучением и повышением квалификации консультантов и специалистов сельскохозяйственных организаций.

В число прогрессивных методов информационного обеспечения и консультационного сопровождения входит организация выставочно–демонстрационной деятельности субъектов системы сельскохозяйственного консультирования.

Выставочно-демонстрационная деятельность в рамках системы сельскохозяйственного консультирования может быть реализована по следующим направлениям:

• организация тематических разделов в федеральных и региональных выставках;

• организация федеральных и региональных отраслевых и тематических выставок;

• организация постоянно действующих выставок при региональных и районных центрах сельскохозяйственного консультирования;

• организация временных или постоянно действующих демонстрационных площадок.

Наибольший эффект от выставочно-демонстрационной деятельности в системе сельскохозяйственного консультирования можно будет получить за счет организации выставочно-демонстрационного центра, в виде структурного подразделения региональной организации сельскохозяйственного консультирования.

Распространенными формами выставочно-демонстрационной деятельности в системе сельскохозяйственного консультирования являются организация выставочных площадок и демонстрационных участков.

Так как важной задачей, стоящей перед системой сельскохозяйственного консультирования, является образовательная деятельность, для ее выполнения при региональных центрах сельскохозяйственного консультирования целесообразно создавать учебно-выставочные подразделения.

Распространенной формой информирования товаропроизводителей являются краткосрочные демонстрационные мероприятия, так называемые «Дни поля».

3. Освоение инноваций осуществляется на основе инновационных проектов, которые являются инструментом системной реализации инновационных предложений.

Инновационный проект по внедрению новых технологий или новой техники должен обосновать технологическую и экономическую эффективность намечаемых преобразований и основываться на современных технологиях, которые должны обеспечить производство с минимальными издержками, технологические процессы совершенствоваться в направлении энергосбережения и снижения иных затрат, они должны быть адаптированы к местным условиям, учитывать особенности конкретного предприятия.

Для практической реализации инвестиционного проекта необходимо разработать бизнес-план, который является средством его технико-экономического и финансового обоснования. Управление инвестиционным процессом реализуется по сценарию, заложенному при составлении проекта, способами целенаправленного воздействия субъекта, реализующего замысел на объект вложения средств в заданных режимах его осуществления.

4. Использованием возможности развитого института сельскохозяйственного консультирования мы можем изменить сложившееся положение, когда системный анализ состояния модернизации агропромышленного производства не осуществляется и реальное состояние использования научно-технических достижений и передового опыта не отражается. Это создаёт искаженное представление о развитии агропромышленного комплекса, состоянии научно-технического потенциала и инновационной активности всей отрасли и в итоге отражается на уровне финансирования инновационной деятельности, т.к. необходимость адекватной финансовой поддержки модернизации отрасли не подтверждены реальной информацией и отчасти в этой связи часто воспринимаются как необъективные.

Изменить такое представление возможно на основании информирования властей и общества о реальном состоянии использования инноваций и передового производственного опыта формированием и предоставлением объективной, заслуживающей доверия информации на основе масштабного мониторинга.

Мониторинг использования инноваций является конечным элементом инновационного процесса:

• объектом мониторинга являются центры сельскохозяйственного консультирования, иные организации осуществляющие формирование БД и распространение инноваций и их потребители;

• мониторинг осуществляют региональные и районные центры сельскохозяйственного консультирования путем опроса и анкетирования потребителей инноваций;

• сбор анкет и их аналитическая обработка осуществляет в федеральном центре сельскохозяйственного консультирования, который готовит и представляет в Минсельхоз России аналитический доклад о состоянии использования научно-технических достижений в АПК.

5. Предлагаемый системный подход и совершенствование механизмов позволит создать предпосылки для повышения инновационной активности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли и более чётко определит функции участвующих в инновационной деятельности субъектов на близлежащую перспективу.

Дата публикации: 18.06.2015 05:09:00
Дата последнего изменения: 18.06.2015 08:52:09

Источник: ФГБОУ ДПО ФЦСК АПК


  
План деятельности Минсельхоза России на 2016 - 2021 годы Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2017